Лекторий Ромми

Ребенок и травля. Что делать?

Буллинг - это травля. От конфликта он отличается неравенством сил участников.
Это сознательно жестокое физическое и/ или психическое отношение одного ребёнка (или группы детей) к другому ребёнку (или группе детей).
Жертва всегда намного слабее агрессора, а террор имеет длительный характер. Тот, над кем измываются, испытывает психологические и физические мучения.

Действия менее радикальные – обзывания, непристойные шутки, насмешки, сплетни – называют моббингом. Дети довольно жестоки по своей природе, особенно это касается подростков. Если они невзлюбили какого-то ребёнка в классе, ему придётся туго. Иногда родителям не остаётся выбора, кроме как сменить школу.

Начинает травлю всегда один человек, чтобы утвердить свой авторитет, получить какую-то выгоду или просто развлечься. Остальные дети, наблюдая за действиями буллера, либо их игнорируют, либо возмущаются и пытаются вмешаться. Но, видя, что жертва не сопротивляется, а учитель их инициативу не поддерживает, дети испытывают беспомощность, и их настроение может измениться от сочувствия жертве к раздражению и равнодушию.
Жертвой буллинга может стать любой школьник, даже сильный, способный противостоять давлению группы одноклассников. Но некоторые дети невольно провоцируют сверстников и чаще других становятся жертвами травли. Среди них те, кто необычно одет или «странно» ведёт себя; кто неряшлив, неопрятен. Или мальчики и девочки, которые не могут дать отпор, или очень чувствительные дети – их нетрудно вывести из себя, заставить рыдать. Часто жертвой буллинга становится новый ученик, отличающийся от одноклассников. Наконец, бывает и так, что учитель сам выделяет в коллективе неугодного ученика и, унижая его публично, задаёт нормы допустимого поведения для школьников.

Буллером обычно становится подросток, не знающий запретов. Им очень не хватает внимания и уважения взрослых. Фрустрация тёплых отношений с близкими вызывает у них агрессию, которую они готовы выплеснуть на любого человека, если у них появляется возможность безнаказанно проявлять свою власть и силу. Часто буллерами становятся импульсивные дети, стремящиеся к лидерству, к доминированию. Агрессор меньше страдает от последствий буллинга, чем жертва, но всё же бесследно это не проходит и для него.

Что можно сделать и как реагировать, чтобы вести себя ответственно, будучи свидетелем ситуации буллинга по отношению к другому ребенку:


1. Не игнорировать травлю и не участвовать в ней.
2. Если ты уверен, что это безопасно, встань на защиту жертвы буллинга.
3. Если ты уверен, что это безопасно, скажи: «Это буллинг! Прекрати это!»
4. Если ты не уверен в своей безопасности, позови взрослого, который может помочь.
5. После того как буллинг был остановлен, окажи поддержку жертве травли, попытайся сделать так, чтобы этот человек почувствовал себя лучше.
6. Убеди подростка – жертву буллинга рассказать взрослым о случившемся. Ты можешь пойти вместе с ним и поддержать его.

Обговорите с ребёнком, что выбор стратегии поведения свидетеля буллинга зависит от того, насколько он чувствует себя безопасно в этой ситуации. Если он чувствует себя вне опасности и поблизости нет взрослых, которые могли бы помочь, то остановить буллинг и вмешаться в ситуацию – хорошая идея. Однако, если он думает, что в этой ситуации ему может что-то угрожать, – лучше попросить помощи взрослых (или друзей) и рассказать им о том, что происходит.

Кибербуллинг - это одна из форм запугивания, преследования, насилия, травли детей и подростков с помощью информационно- коммуникационных технологий (мобильных телефонов и интернета).
Новые формы отношений включают в себя традиционные варианты проблем, но проявляющиеся в информационных сетях. С появлением интернета травля часто происходит в социальных сетях, на форумах, в письмах, в мессенджерах, в чатах в онлайн-играх и т. д.

Кибербуллинг включает целый спектр форм поведения, на минимальном полюсе которого – шутки, которые не воспринимаются всерьёз, на радикальном же – психологический виртуальный террор, который наносит непоправимый вред, приводит к суицидам и смерти. Есть также понятие буллицида – гибели жертвы вследствие буллинга.

Так что же вызывает желание травли?

1) Стремление к превосходству часто бывает связано со слабой способностью к адаптации, с неуспехом попыток достичь результата в важных сферах жизнедеятельности. Примером стремления к превосходству у подростков является, например, борьба за социальный статус в группе сверстников любыми методами.

2) Субъективное чувство неполноценности, или комплекс неполноценности, – совокупность психологических и эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство окружающих над собой.

3) Зависть – тоже соперничество, только как бы внутри себя, человек ведёт счет тогда, когда воображаемый соперник об этом даже и не подозревает.


4) Месть – действия, произведённые из побуждения ответить на реальную или мнимую несправедливость, причинённую ранее. Месть начинается с приступа возмущения, подобного внутреннему взрыву, но часто действия мстителя содержательно не связаны с ситуацией несправедливости.


5) Развлечение. Кибербуллинг может начаться с обычной шутки. Юмор является способом возвышения себя, ведь объект смеха является смешным, а субъект считает себя остроумным. Насмешка, ирония, язвительные замечания по отношению к другому человеку могут выполнить функцию самовозвышения.

К сожалению, часто бывает так, что дети не хотят говорить родителям о таких вещах, а сами взрослые не замечают проблем. Поэтому хорошо хотя бы держать в голове, что кибербуллинг существует и может вести к серьёзным психологическим сложностям.

Что делать?

Основательница проекта для ЛГБТ-подростков «Дети-404» Елена Климова, регулярно получая оскорбления и угрозы в интернете, начала собирать специальную галерею – портреты обидчиков и их высказывания – и разместила её в интернете. Это сработало и как защитный механизм: люди боялись попасть в эту галерею.

Блокируй агрессоров. В программах обмена мгновенными сообщениями есть возможность блокировки сообщений с определённых адресов. Пауза в общении часто отбивает у агрессора желание продолжать травлю.

В случае, если письма неизвестного вам отправителя систематически содержат угрозы или порнографические сюжеты, следует скопировать эти сообщения и обратиться в правоохранительные органы, как известно, существуют способы узнать, кто стоит за определённым никнеймом и будет отвечать за свои действия.

Из книги "Эмоциональный интеллект ребенка и здравый смысл его родителей".
Сергиенко Е., Хлевная Е., Киселева Т.

Made on
Tilda